link
 
На главную Обратная связь Карта сайта На русском English
 
 
Байбаков Н.К. "ВНИИСТ - Дорога в завтра"
Мне хорошо знакомо это красивое, похожее на старинный особняк здание на Окружном проезде, 19. Уже более полувека оно самым тесным образом связано с историей нефтегазовой отрасли. А учитывая важность этой отрасли для экономики страны, возьму на себя смелость утверждать: специалисты ВНИИСТ внесли немалый вклад во все послевоенное развитие отечественной индустрии.

В 40-х гг. прошлого века в Средней Азии, Западной Сибири и Тимано-Печерском регионе были открыты крупнейшие нефтяные и газовые месторождения. Стране как воздух требовались средства переброски сырья в промышленно развитые районы. Начав со строительства жилых городков для нефтяников, ВНИИСТ со временем превратился в ведущий федеральный научный центр для решения всего комплекса задач по созданию трубопроводной системы страны – от проектирования до эксплуатации. И далеко не случайно Россия сегодня располагает крупнейшей в мире системой трубопроводного транспорта. Во многом благодаря этому мы сохранили свое положение одной из ведущих держав Евро-Азиатского региона.

Именно здесь, на Окружном, разрабатывалась технология трубопроводного строительства в различных природно-климатических условиях, велись исследования по повышению прочности и надежности трубопроводов, их противокоррозийной, тепловой, электрохимической защите, сокращению сроков и снижению себестоимости строительства, создавались новые, более эффективные методы сварки.

Неразрывная связь науки с производством – один из главных принципов деятельности ВНИИСТ. Все эти годы ученые института работали рука об руку со строителями. Их разработки проходили проверку на здешней экспериментально-производственной базе и немедленно внедрялись в практику. ВНИИСТ стал пионером в целом ряде областей, и многие сделанные здесь открытия лишь спустя некоторое время получали широкое применение в мировом опыте.

Институт всегда чутко откликался на требования времени. Так, в 60-е гг. нефтяники и газовики начали широкое освоение арктических районов Севера. Ученые ВНИИСТ разработали новые технологии бурения скважин и трубопроводного строительства в условиях вечной мерзлоты и болот. Также искались и находились новые конструктивные решения при прокладке трубопроводов в горах Кавказа и Урала, пустынях Средней Азии. Начинается освоение морских нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе – и вновь на помощь промышленности приходит ВНИИСТ, предлагая надежную методику сооружения подводных трубопроводов.

Благодаря исследованиям института были установлены требования к свойствам стали труб, что радикально повысило надежность трубопроводов. Это позволило нашей стране впервые в мировой практике приступить к строительству самых мощных и высокоэкономичных газопроводов диаметром 1420 мм на давление 7,5 МПа.

В 80-е гг. резко возросли требования к экологической безопасности объектов ТЭК. На основе исследований ВНИИСТ была создана - опять-таки впервые не только в СССР, но и в мире - комплексная схема охраны природы на трассах магистральных газопроводов.

Разработки института сыграли важную роль в областях, казалось бы, далеких от нефтегазовой промышленности – например, в здравоохранении. Здесь был впервые в мире создан метод магнитографического контроля качества сварки - совершенно безопасный для здоровья, в отличие от просвечивания радиоактивными препаратами, применявшегося ранее. Магнитографический метод был запатентован в Австрии, Англии, Италии и других странах.

Политические перемены конца 80-х - начала 90-х негативно сказались на большинстве важнейших отраслей экономики. В стране резко практически прекратилось строительство магистральных трубопроводов, резко сократилось финансирование научно-технических программ. Начался отток за рубеж многих интеллектуальных кадров отрасли. В этот непростой период ВНИИСТ проводит системный анализ накопленного уникального опыта трубопроводного строительства, продолжает разработку новых методов и технологий.

Сегодня ВНИИСТ – отраслевой научно-технический центр. Впереди у института – новые ответственные задачи. Это и дальнейшее развитие Балтийской трубопроводной системы, и проектирование нефтепровода «Бургас – Александруполис», и, конечно, стратегический для страны проект по сооружению трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Уверен: все эти сложные задачи институту по плечу. Я знаю, что за прошедшие десятилетия здесь сложился сплоченный коллектив единомышленников, людей талантливых, творческих и увлеченных, не привыкших жаловаться на обстоятельства и отступать перед трудностями. Абсолютное большинство сотрудников института – специалисты с высшим образованием, многие имеют ученую степень.

Здесь бережно хранят славные традиции, хотя в последнее время по ряду причин это становится все сложнее. Что я имею в виду? Прежде всего – нынешнюю разобщенность нефтегазовой отрасли. Когда ее создавали полвека назад, когда строили первые трубопроводы, людей объединяла общая цель – поднять на ноги страну, сделать ее сильнее и богаче. Мы хотели гордиться своей Родиной, быть сопричастными ее судьбе. Именно это, а не личные соображения, ставилось во главу угла. Теперь все по-другому. Газовики сами по себе, нефтяники сами по себе, вместо единого министерства строительства объектов нефтяной и газовой промышленности – целая россыпь акционерных компаний, и у каждой - свои узковедомственные интересы, подчас весьма далекие от государственных…

Вряд ли все это идет на пользу российской экономике. Думаю, в таких важнейших сферах, как инфраструктура ТЭК, государственный подход не должен подменяться конъюнктурными рыночными отношениями. Такого же мнения, кстати, придерживаются многие специалисты, хорошо знакомые со спецификой трубопроводного дела. Они говорят: нельзя разрушать то ценное, что выдержало проверку временем. Пришло время «собирать камни», вернуться к единым принципам, которые на протяжении десятилетий обеспечивали эффективное развитие отрасли. Убежден, что именно в этом - залог наших будущих достижений.




Н.К. БАЙБАКОВ,
В прошлом – министр нефтяной промышленности СССР, заместитель Председателя Совета министров СССР, Председатель Госплана СССР. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер шести Орденов Ленина.
новости
20.06.2018

Сегодня День работников газового хозяйства Азербайджана

20 июня в Азербайджане отмечается День работников газового хозяйства Республики.
19.06.2018

Чемпионат мира по футболу 2018

С 14 июня по 15 июля 2018 года в России проходит финальная часть 21-го чемпионат мира по футболу.
18.06.2018

"Трубопроводный транспорт: теория и практика": новый номер

Вышел новый номер журнала "Трубопроводный транспорт: теория и практика" (№2/66, 2018).
09.06.2018

День России

Руководство и коллектив АО ВНИИСТ поздравляет граждан Российской Федерации с наступающим праздником!
© 2004 — 2015 АО ВНИИСТ
Все права защищены.
всего  с  07.02.2006 : 534132
сегодня, 23.06.2018 : 10
сейчас : 1
105187, Москва, Окружной проезд, 19
Телефон: +7 (495) 783-94-54
Факс:       +7 (495) 981-43-81 /доб. 2277
E-mail: info@vniist.ru

@ Обратная связь


создание сайтов, интернет-магазинов, продвижение, поисковая оптимизация, хостинг, сопровождение web-проектов | Агентство АРТполитика. В Липецке, в Воронеже, в Тамбове
Рейтинг Эксперт-400 - 330
Яндекс цитирования