Трубопроводный транспорт (теория и практика) №1 (81) 2022
Трубопроводный транспорт (теория и практика) №1 (81) 2022
Стр. |
Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова |
||
5-9 |
Новости |
||
10-16 |
Исследование процессов движения очистных и диагностических снарядов в магистральных нефтепроводах ШАГИЯНОВА В. Р., РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
САНГИНОВА Е.В., АО ВНИИСТ АННОТАЦИЯ: При долговременной эксплуатации нефтепроводов на них образуются различного вида дефекты и скопления отложений, которые необходимо вовремя определять и удалять. Для этого необходимо периодически проводить очистку и диагностику внутренней полости нефтепроводов. Проведение данных процессов является необходимым условием работы трубопроводных систем. Это позволяет обеспечить увеличение пропускной способности, избежать различных аварий, возникших из-за образования дефектов и приводящих к огромному экологическому и материальному ущербу. При пропуске поточного устройства может произойти его застревание из-за большого количества отложений, образовавшихся на внутренней стенке нефтепровода. В случае застревания поточного устройства, а также для корректного определения местоположения дефектов по трассе трубопровода необходимо точно установить положение СОД в определенный момент времени. Таким образом, в данной статье представлена теория по расчету движения поточных устройств в трубопроводе, а также представлен численный пример расчета времени движения СОД в потоке жидкости по линейному участку трубопровода с заданным профилем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НЕФТЕПРОВОД, ПОТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО, СРЕДСТВО ОЧИСТКИ И ДИАГНОСТИКИ, СОД, КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ, ПЕРЕТЕКАНИЕ ЖИДКОСТИ, ПЕРЕПАД ДАВЛЕНИЙ МЕЖДУ ТОРЦАМИ Описание на английском языке: INVESTIGATION OF ТНЕ PROCESSES OF MOVEMENT OF PIGS IN 011 TRUNK PIPELINE SHAGIYANOVA VERONIKA RADIKOVNA, National University of Oil and Gas «Gubkin University» SANGINOVA EKATERINA VITALIEVNA, JSC VNIIST
During long-term operation of oil pipelines, various types of defects and accumulations of sediments form on them, which must Ье timely detected and removed. For this purpose it is necessary to сапу out periodic cleaning and diagnostics of internal cavity of oil pipelines. Carrying out these processes is а necessary condition for operation of pipeline systems. It allows to provide an increase of throughput capacity, to avoid different accidents caused Ьу defects and resulting in huge ecological and material damage. When а flow device passes, it сап get stuck because of the large amount of sediments formed on the inner wall of the oil pipeline. If the device gets stuck, as well as for correct location of defects along the pipeline route it is necessary to estaЫish the exact position of pigs at а certain moment of time. Thus, this article presents the theory on calculation of flow devices movement in the pipeline and presents а numerical example of calculation of time of pigs movement in the liquid flow along а linear section of the pipeline with а given profile. Keywords: OIL PIPELINE, FLOW DEVICE, PIGS, FRICTIONCOEFFICIENT, FLUID MOVEMENT, PRESSURE DROP BETWEEN THE ENDS |
||
17-26 |
Автоматизация газотранспортной системы РФ: проблемные аспекты традиционных технологий АНДРУХОВА О.В, ФГБОУ ВО «Ухтинский государственный технический университет» РАЗМАНОВА С.В., филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ» АННОТАЦИЯ: Актуальность исследования обусловлена все более возрастающей ролью автоматизации производственных процессов в промышленных масштабах в рамках научно-технического прогресса. Объектом изучения статьи является автоматизация газотранспортной отрасли России, предметом - исследование проблемных аспектов применения автоматизированных систем управления. Целью работы является экономическое обоснование влияния фактора автоматизации на учет трудозатрат по объектам автоматизации газотранспортного предприятия. В статье аргументируется и научно доказывается, что автоматизация объектов магистрального транспорта газа сдерживает рост численности работников основного производства, норматив которых формируется с учетом определенных ограничений, также авторами исследован и научно обоснован механизм формирования численности работников, обслуживающих автоматизированные системы управления. При проведении исследования авторами использовался абстрактно-логический метод, в частности, такие приемы как анализ, синтез, индукция. дедукция; графическое построение. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ГАЗОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, НОРМАТИВ ЧИСЛЕННОСТИ, КОЭФФИЦИЕНТ СЛОЖНОСТИ, ПОПРАВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ, АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ Описание на английском языке: AUTOMATION OF ТНЕ GAS TRANSMISSION SYSTEM OF ТНЕ RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMATIC ASPECTS OF TRADIТIONAL TECHNOLOGIES ANDRUKHOVA OLGA VITALIEVN, FSBEI of НЕ "Ukhta State Technical University" RAZMANOVA SVETLANA VALERIEVNA, Gazprom VNIIGAZ, Ukhta Branch Office The relevance of the study is due to the ever-increasing role of automation of production processes on an industrial scale in the framework of scientific and technological progress. The object of study of the article is the automation of the gas transportation industry in Russia, the subject is the study of problematic aspects of the use of automated control systems. The purpose of the work is to provide an economic justification for the influence of the automation factor on the accounting of labor costs for automation objects of a gas transmission enterprise. The article argues and scientifically proves that the automation of gas pipeline facilities hinders the growth in the number of employees in the main production, the standard of which is formed taking into account certain restrictions, the authors also studied and scientifically substantiated the mechanism for forming the number of employees serving automated control systems. During the study, the authors used the abstract-logical method, in particular, such techniques as analysis, synthesis, induction, deduction; graphic construction.
Keywords: PRODUCTION AUTOMATION, GAS TRANSMISSION ENTERPRISE, HEADCOUNT STANDARD, COMPLEXITY FACTOR, CORRECTION FACTOR, AUTOMATED CONTROL SYSTEMS, MONITORING |
||
27-30 |
Вывод уравнения подземного трубопровода для применения в расчетах напряженно деформированного состояния при воздействии неравномерных морозных пучений ИВАНОВ ДЖ.С., АММОСОВ Г.С., КОРНИЛОВА З.Г., Институт физико-технических проблем Севера им В.П. Ларионова СО РАН АННОТАЦИЯ: Магистральные трубопроводы, проложенные на территории Республики Саха (Якутия), эксплуатируются в области распространения многолетнемерзлых грунтов. Морозное пучение, как один из наиболее опасных процессов, повторяющееся ежегодно, способно приводить к сильным изгибам трубопроводов в вертикальной плоскости, провисанию отдельных участков, перемещениям, иногда с потерей продольной устойчивости. Взаимодействие подземных трубопроводов с окружающими грунтами является одним из основных факторов, определяющих эксплуатационную надежность этих сооружений. В статье показаны данные планово-высотного положения второй нитки подводного перехода магистрального газопровода через р. Лену на участке протоки Хатасская в апреле и в ноябре 2018 г. По нескольким точкам, полученными нами из данных мониторинга планово-высотного положения, можно оценить возникшее напряжение в трубопроводе. Получено уравнение подземного трубопровода, в котором нет явной зависимости от продольных усилий. Для его решения необходимо задать распределяющую нагрузку сверху и реакцию грунта снизу. Показано, что выполнение прочностных расчетов с учетом действительных условий работы трубопровода - один из основных элементов, обеспечивающих поддержание его надежной работы. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОДЗЕМНЫЙ ТРУБОПРОВОД, МОРОЗНЫЕ ПУЧЕНИЯ, НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ, МОДЕЛЬ ТРУБОПРОВОДА, ПЛАНОВО-ВЫСОТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Описание на английском языке: DERIVATION OF ТНЕ UNDERGROUND PIPELINE EOUATION FOR USE IN CALCULATIONS OF ТНЕ STRESS-STRAIN STATE UNDER ТНЕ INFLUENCE OF UNEVEN FROST HEAVING IVANOV D.S., AMMOSOV G.S., KORNILOVA Z.G. Institute of Physical and Technical Problems of the North named after V.P. Larionova SB RAS The main pipelines laid on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) are operated in the area of permafrost. Frost heaving, as one of the most dangerous processes, recurring annually, can lead to strong bends of pipelines in the vertical plane, sagging of individual sections, and movements, sometimes with loss of longitudinal stability. The interaction of underground pipelines with the surrounding soils is one of the main factors determining the operational reliability of these structures. The article shows the data of the planned-altitude position of the second line of the underwater crossing of the main gas pipeline across the river. Lena at the section of the Khatasskaya channel in April and October 2018. According to several points obtained bу us from the monitoring data of the planned altitude position, it is possible to estimate the bending radius and the stress in the pipeline. An equation for an underground pipeline is obtained, in which there is no explicit dependence on longitudinal forces. То solve it, it is necessary to set the distributing load from above and the reaction of the soil from below. It is shown that the performance of strength calculations, taking into account the actual operating conditions of the pipeline, is one of the main elements that ensure the maintenance of its reliable operation
Keywords: UNDERGROUND PIPELINE, FROST HEAVING, STRESS-STRAIN STATE, PIPELINE MODEL, PLANNED-VERTICAL |
||
31-34 |
Моделирование динамики изменения давления в танкере на начальном этапе погрузки ПШЕНИН В.В., ЗАКИРОВА Г.С., АНТОНОВ А.А., ДЖЕМИЛЁВ Э.Р., СПГУ АННОТАЦИЯ: Влияющих транспортировку легкоиспаряющихся грузов, в обязательном порядке должна быть установлена система контролируемого газоотвода. Она позволяет направлять потоки газообразных углеводородов на установки рекуперации паров (УРП) или на свечу рассеивания, что способствует повышению безопасности налива и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Операция погрузки танкера ведется, как правило, при двух возможных режимах: при постоянном расходе закачки и при линейно возрастающем/убывающем расходе закачки. На начальном этапе операции погрузки танкера расход линейно возрастает, вместе с тем растет и массоотдача с подвижной поверхности зеркала нефти/нефтепродукта. В более ранних работах были рассмотрены решения для постоянного расхода закачки. В данной статье предложена модель, описывающая состояние газовоздушного пространства танкера при линейно - изменяющемся объемном расходе закачки. Модель позволяет оценить динамику изменения избыточного давления в внутренней емкости танкера на начальном этапе налива, что особенно важно, поскольку при неоправданно высоком темпе повышения объемного расхода закачки возможно открытие мастрайзера. В настоящее время, контроль давления, однако, ведется по фактическим показаниям и в отсутствии прогнозирования динамики процесса не позволяет оперативно предотвратить его открытие. Полученные зависимости в дальнейшем могут быть с пользой применены в процессе подбора конструктивных параметров трубопроводов газоотводной системы, а также для повышения эффективности работы установок рекуперации паров. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НЕФТЯНОЙ ТАНКЕР, НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ, ПОТЕРИ ОТ ИСПАРЕНИЯ, РЕЖИМ ПОГРУЗКИ ТАНКЕРА, УРП Описание на английском языке: MODELING ТНЕ DYNAMICS OF PRESSURE CHANGES IN А TANKER АТ ТНЕ INITIAL STAGE OF LOADING PSHENIN VLADIMIR V., ZAKIROVA GULNUR S., ANTONOV ALEXANDER А., DZHEMILEV ENVER R., Saint Petersburg Mining University On oil tankers transporting volatile cargoes, а controlled gas vent system must bе installed. It allows to direct the flow of volatile organic compounds to the vapor recovery units (VRU) or to the flare, which improves loading operation safety and reduces the negative impact on the environment. Тhе tanker loading operation is carried out, as а rule, in two possible modes: at а constant loading rate and at а linearly increasing/ decreasing loading rate. At the initial stage of the tanker loading operation, the flow rate increases linearly; at the same time, the mass transfer from the moving surface of the oil/oil product also increases. Earlier papers have considered solutions for constant loading rates. This article proposes а model that describes the state of the ullage space of а tanker with а linearly changing volumetric flow rate. The model makes it possible to evaluate the dynamics of changes in pressure in the tanker's ullage space at the initial stage of loading, which is especially important, since at an unreasonably high rate of increase in the volumetric loading rate, the mast riser may open. At present, pressure control, however, is carried out according to actual information from tanker control panel and, in the absence of predicting the dynamics of the process, does not allow promptly preventing its opening. The obtained dependencies can later Ье usefully applied in the process of selecting the design parameters of the pipelines of the gas vent system, as well as to improve the efficiency of the vapor recovery units.
Keywords: CRUDE OIL TANKER, OIL TERMINAL, EVAPORATIVE LOSSES, TANKER LOADING PLAN, VAPOR RECOVERY UNITS |
||
35-41 |
Исследование напряженного состояния магистрального трубопровода при гидравлических испытаниях в условиях суточных колебаний температуры ЕГОВЦЕВА В.А., ГУЛИН Д.А., ФГБОУ УГНТУ АННОТАЦИЯ: Авторами представлена методика расчета гидроиспытаний в условиях суточных колебаний. Выбранный метод соответствует испытанию водой с естественной температурой водоема. Путем планирования эксперимента авторы устанавливают необходимое количество опытов, демонстрируют усредненные результаты перепадов температуры и давления. Представлена сравнительная характеристика значений давления от изменения температуры воды для расчета и эксперимента. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, СУТОЧНЫЕ КОЛЕБАНИЯ, НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ Описание на английском языке: INVESTIGATION OF THE STRESS STATE OF THE MAIN PIPELINE DURING HYDRAULIC TESTS UNDER CONDITIONS OF DAILY TEMPERATURE FLUCTUATIONS EGOVTSEVA VALERIYA А., GULIN DENIS А., The authors presented а method for calculating hydrotests under conditions of daily fluctuations. The chosen method corresponds to the water test at the natural temperature of the reservoir. Ву planning the experiment, the authors determine the required number of experiments, demonstrate the averaged results of temperature and pressure drops. А comparative characteristic of pressure values from changes in water temperature for calculation and experiment is presented.
Keywords: HYDRAULIC TEST, NEGATIVE TEMPERATURES, DIURNAL FLUCTUATIONS, STRESS STATE, PRESSURE CHANGE |
||
42-47 |
|
||
48-51 |
Инновационные технологии освоения бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения МАЛЮКОВ В.П., Российский университет дружбы народов ОЛЭРЕСКУ А. АО ВНИИСТ АННОТАЦИЯ: В статье проанализированы климатические условия и технологии, позволяющие предотвращать осложнения из-за сурового арктического климата в процессе бурения скважин и эксплуатации месторождения. Также была рассмотрена эффективность применения методов экологически безопасного обращения с отходами, что в условиях Крайнего Севера является крайне важной задачей. В статье проанализированы актуальные технологии разработки и освоения месторождения, расположенного на территории полуострова Ямал. Технологии были направлены на разные аспекты разработки месторождения: геолого-инженерные работы, бурение, обустройство и экология. Технологии, впервые опробованные на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении, уже стали стандартом на месторождениях со схожими климатическими условиями. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЯ, КРАЙНИЙ СЕВЕР, ЭКОЛОГИЯ, БОВАНЕНКОВСКОЕ НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ Описание на английском языке: INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR ТНЕ DEVELOPMENT OF ТНЕ BOVANENKOVSK OIL AND GAS CONDENSATE FIELD AND ENVIRONMENTAL PROTECТION IN ТНЕ CONDITIONS OF ТНЕ FAR NORTH MALYUKOV VALERII Р., Peoples' Friendship University of Russia, OLARESCU ALEXANDRU, JSC VNIIST The article analyzes the climatic conditions and technologies that allow preventing complications due to the harsh Arctic climate in the process of drilling wells and operating the field. The effectiveness of the application of methods for environmentally safe waste management was also considered, which is an extremely important task in the conditions of the Far North. The article analyzes the current technologies for the development and development of a field located on the territory of the Yamal Peninsula. The technologies first tested at the Bovanenkovskoye oil and gas condensate field have already become the standard in fields with similar climatic conditions.
Keywords: INNOVATIVE TECHNOLOGIES, FIELD DEV, EXTREME NORTH, ECOLOGY, BOVANENKOVO OIL GAS-CONDENSATE FIELD |
||
52-58 |
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА ОЛЬКОВ А.А., АО ВНИИСТ, БЕРДНИК М.М. Российский университет дружбы народов АННОТАЦИЯ: Статья посвящена разработке мероприятий по обеспечению устойчивого положения подводных переходов магистральных трубопроводов. Проведен анализ существующей нормативной базы в области балластирующих устройств. Проведены расчеты параметров балластировки трубопровода, а также смоделирована ситуация смещения балластирующих устройств. В работе разработана конструкция устройства, препятствующего смещению балластирующих устройств при протаскивании трубопровода в подводную траншею. Показана эффективность данного устройства в прочностных расчетах и расчетах на устойчивость конструкции. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БАЛЛАСТИРУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА КОЛЬЦЕВОГО ТИПА, ПОДВОДНЫЙ ПЕРЕХОД, ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПРОТАСКИВАНИЕ ТРУБОПРОВОДА Описание на английском языке: DEVELOPMENT OF MEASURES ТО ENSURE ТНЕ STAВLE POSITION OF UNDERWATER CROSSINGS OF ТНЕ MAIN PIPELINE OLKOV ANTON ALEKSANDROVICH, JSC VNIIST The article is devoted to the development of measures to ensure the stable position of underwater crossings of main pipelines. The analysis of the existing regulatory framework in the field of ballasting devices is carried out. Calculations of pipeline ballasting parameters were carried out, and the situation of displacement of ballasting devices was simulated. The paper develops а design of а device that prevents the displacement of ballasting devices when dragging а pipeline into an underwater trench. The effectiveness of this device in strength calculations and calculations for the stabllity of the structure is shown.
Keywords: RING-TYPE BALLASTING DEVICES, UNDERWATERPASSAGE, PROVISION OF А STAЫE POSITION, PIPELINE DRAGGING |
||
|