Ru s1
En

Трубопроводный транспорт (теория и практика) № 2 (82) 2022

  

Трубопроводный транспорт (теория и практика) № 2 (82) 2022


Трубопроводный транспорт (теория и практика) № 2 (82) 2022

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

5–8

Новости

9–15

Теоретическое обоснование обеспечения стабильного положения трубопроводов в карстовой зоне

Зарипов Р. М., Коробков Г. Е., Янчушка А. П., Уфимский государственный нефтяной технический университет

АННОТАЦИЯ: Совместная деформация трубопровода и грунта в карстовой зоне является сложной и недостаточно изученной проблемой. Условия эксплуатации трубопровода, проложенного по карстовой территории, от­носятся к нестандартным условиям работы, в которых должна быть применена расширенная процедура анализа нагрузок и воздействий на трубопровод и расчёта его напряженно-деформированного состояния (НДС). Значительный прогиб трубопровода, оказавшегося в карстовой полости или воронке, может вы­звать нарушение стабильного положения его оси. В статье анализируются практические и теоретические принципиальные основы обеспечения прочности и устойчивости участка трубопровода, находящегося под воздействием карстового образования. Даётся оценка возможностей теоретического решения задачи определения характеристик НДС трубопровода в линейной постановке. Утверждается, что только анализ прогиба и возникающих напряжений в нелинейной постановке задачи обеспечит адекватное представ­ление реальных условий работы трубопровода.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ТРУБОПРОВОД, КАРСТ, ПРОГИБ, НАПРЯЖЕНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ЗАДАЧА, РЕШЕНИЕ, ГРУНТ, ПРОЧНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, УРАВНЕНИЕ.

Описание на английском языке:

THEORETICAL JUSTIFICA­TION FOR ENSURING THE STA­BLE POSITION OF PIPELINES IN THE KARST ZONE

Zaripov R. M., Korobkov G. E., Yanchushka A. P., Ufa State Petroleum Technological University

Abstract: Joint deformation of the pipeline and soil in the karst zone is a complex and insufficiently studied problem. The operating conditions of a pipeline laid through a karst terri­tory relate to non-standard operat­ing conditions in which an extended procedure for analyzing loads and im­pacts on the pipeline and calculating its stress-deformed state (SDS) should be applied. A significant deflection of a pipeline trapped in a karst cavity or funnel can cause a violation of the stable position of its axis. The article analyzes the practical and theoretical principles of ensuring the strength and stability of the pipeline section un­der the influence of karst formation. An assessment of the possibilities of a theoretical solution to the problem of determining the characteristics of the SDS pipeline in a linear formula­tion is given. It is argued that only the analysis of deflection and emerging stresses in the nonlinear formulation of the problem will provide an ade­quate representation of the actual operating conditions of the pipeline.

Keywords: PIPELINE, KARST, DEFLECTION, STRESS, POSITION, PROBLEM, SOLUTION, SOIL, STRENGTH, STABILITY, EQUATION.

16–20

О методах планирования долговечности трубопроводов в надземном исполнении

Бутовка А. Н., ВНИИСТ

АННОТАЦИЯ: В данной работе представлены особенности и сложности определения долговечности трубопроводов в надземном исполнении в условиях Крайнего Севера.

Большинство методик определения долговечности трубопроводов построены на определении скорости коррозии, а практика эксплуатации трубопроводов в надземном исполнении показывает о нехарактерно­сти коррозионно-эрозионного износа стенки трубопровода, проложенного в надземном исполнении. Для обоснования данного тезиса в работе проанализированы значения измерения толщины стенки системы трубопроводов общей протяженностью более тысячи километров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ПРОМЫСЛОВЫЙ ТРУБОПРОВОД, МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД, ДОЛГОВЕЧНОСТЬ, УЗК, ТОЛЩИНА СТЕНКИ.

Описание на английском языке:

ABOUT METHODS OF PLANNING THE DURABILITY OF PIPELINES IN ABOVEGROUND DESIGN

Butovka A. N., VNIIST

Abstract: This article presents the features and difficulties of deter­mining the durability of pipelines in the aboveground design in the condi­tions of the Far North.

Most of the methods for deter­mining the durability of pipelines are based on determining the rate of cor­rosion, and the practice of operating pipelines in the aboveground version shows the uncharacteristic corrosion and erosion wear of the pipeline wall laid in the aboveground version. To substantiate this thesis, the article analyzes the thickness measurement values of a pipeline system with a to­tal length of more than a thousand kilometers.

Keywords: FIELD PIPELINE, TRUNK PIPELINES, DURABILITY, ULTRASONIC IN­SPECTION, THICKNESS MEASUREMENT.

21–33

Анализ методик проведения расчета минимальной толщины бетонного слоя при балластировке морских трубопроводов

Шепилев А. А., Ольков А. А., ВНИИСТ

АННОТАЦИЯ: Определение минимальной толщины бетонного слоя при балластировке морских трубопроводов является ключевым вопросом при обеспечении их устойчивости на дне. В то же время, существующие методики расчета не учитывают всех необходимых критериев для предотвращения всплытия, либо не содержат полноценных инструкций по их определению.

Целью данной статьи является исследование методик расчета минимальной толщины бетонного слоя при балластировке морских трубопроводов с учетом критериев собственного веса трубопровода и гидроди­намического воздействия на него от волн и течений.

По результатам анализа сделаны выводы о пригодности к применению существующих методик и пред­ложены рекомендации по определению минимальной толщины бетонного слоя.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

МОРСКОЙ ТРУБОПРОВОД, БАЛЛАСТИРОВКА, УСТОЙЧИВОСТЬ, ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ПЛАВУЧЕСТЬ, ВСПЛЫТИЕ, ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.

Описание на английском языке:

ANALYSIS OF METHODS FOR CALCULATING THE MINIMUM THICKNESS OF THE CONCRETE LAYER FOR BALLASTING OFFSHORE PIPELINES

Shepilev A. A., Olkov A. А., VNIIST

Abstract: Evaluation of the minimum thickness of the concrete layer for offshore pipelines ballasting design is a key issue for ensuring its bottom stability. At the same time, the existing calculation methods do not reflect all design criteria for preventing the pipeline floating-up or do not contain valid calculation instructions.

The intention of this paper is to review calculation methods of the minimum thickness of the concrete layer for offshore pipelines ballasting design, factored in the criteria of pipeline design weight and the hydrodynamic forces provided with waves and currents.

In addition, conclusions about the application of existing methods were made and practical recommendations were proposed for the minimum thickness of the concrete layer design.

Keywords: OFFSHORE PIPELINE, BALLASTING, STABILITY, NEGATIVE BUOYANCY, FLOATING-UP, HYDRODYNAMIC FORCE.

34–36

Определение показателей надежности плоскосворачиваемых трубопроводов

Ларионов С. В., Ху Ханьвень, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина

АННОТАЦИЯ: На основе заводских испытаний плоскосворачиваемого трубопровода получена интервальная оценка для интенсивности отказов, которая является основой исходных данных для предложенного метода по расчёту коэффициента оперативной готовности. При этом коэффициент оперативной готовности представляет со­бой вероятность выполнению задачи, стоящей перед ПТ и связанной с его прокладкой и бесперебойным снабжением потребителей нефтепродуктами в течение предопределённого интервала времени. Приведён пример расчета коэффициента оперативной готовности, значение которого указывает на высокую степень эффективности поставленной задачи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ПЛОСКОСВОРАЧИВАЕМЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ, РУКАВ, НАДЕЖНОСТЬ, ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ, КОЭФФИЦИЕНТ ОПЕРАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ.

Описание на английском языке:

DETERMINATION OF RELIABILITY INDICATORS OF FLAT-ROTATED

PIPELINES

Larionov S. V., Hu Hanwen, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)

Abstract: Based on factory tests of a flat-rotated pipe­line, an interval estimate for the failure rate was obtained, which is the basis of the initial data for the proposed method for calculating the operational readiness coeffi­cient. At the same time, the operational readiness coef­ficient represents the probability of completing the task facing the PT and related to its laying and uninterrupted supply of consumers with petroleum products during a predetermined time interval. An example of calculating the operational readiness coefficient is given, the value of which indicates a high degree of efficiency of the task.

Keywords: FLAT-TURNABLE PIPELINES, SLEEVE, RELIABILITY, FAILURE RATE, OPERATIONAL READINESS COEFFICIENT

37–41

Разработка конструктивного решения изотермического резервуара для хранения сжиженного природного газа

Шепилев А. А., ВНИИСТ

АННОТАЦИЯ: В статье осуществлен анализ современного состояния СПГ-индустрии, определены текущие показатели экспорта/импорта. Проведен анализ существующей нормативной базы в области сжиженного природ­ного газа. Разработана концепция выбора конструкции изотермического резервуара с обоснованием применения предлагаемой конструкции на основе анализа причин разрушения внутреннего резервуара. Определены нагрузки на стенку внутреннего резервуара, в том числе определены нагрузки от силы тре­ния и величина внешнего давления слоя перлита, произведена проверка на прочность и устойчивость предложенной конструкции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВУАР, НОРМАТИВНАЯ БАЗА, БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ.

Описание на английском языке:

DEVELOPMENT OF A CONSTRUCTIVE SOLUTION FOR LIQUEFIED NATURAL GAS STORAGE TANK

Shepilev A. A., VNIIST

Abstract: The article analyzes the current state of the LNG industry, determines the current export/import indicators. The analysis of the existing regulatory framework in the field of liquefied natural gas is conducted. The concept of choosing the design of an isothermal tank has been developed with the justification of the application of the proposed design based on the analysis of the causes of destruction of the internal tank. The loads on the wall of the inner tank were determined, including the loads from the friction force and the external pressure of the perlite layer. Proposed isothermal tank design is successfully tested for strength and stability.

Keywords: LIQUEFIED NATURAL GAS, ISOTHERMAL TANK, REGULATORY FRAMEWORK, SAFE OPERATION, IMPORT SUBSTITUTION.

42–48

Методический подход к определению планируемого размещения объектов трубопроводного транспорта

Потапов Б. В., ВНИИСТ,

Казанцев Н. Н., Потапов А. Б., Институт географии РАН

АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрен методический подход к оптимизации планируемого размещения объектов трубопро­водного транспорта (ОТТ). Проведен анализ методов определения уровня оценки территории для разме­щения ОТТ. Предложена модель экспертного оценивания уровня оценки территории при размещении ОТТ с использованием нечетких множеств и экспертная система для определения уровня оценки территории. Предложена структурная схема географической информационной системы «Эффективное размещение объектов трубопроводного транспорта».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ОБЪЕКТЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА, ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ, МОДЕЛЬ ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ, ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРУЕМОГО РАЗМЕЩЕНИЯ, ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ, ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА.

Описание на английском языке:

METHODOLOGICAL APPROACH TO DETERMINING THE PLANNED PLACEMENT OF MAIN PIPELINE OBJECTS

Potapov B. V., VNIIST,

Kazantsev N. N., Potapov A. B., Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences

Abstract: The article considers a methodical approach to optimizing the planned placement of main pipeline objects (MPO). The analysis of methods for determining the level of assessment of the territory for the placement of MPO was carried out. A model for expert assessment of the level of assessment of a territory when placing an MPO using fuzzy sets and an expert system for determining the level of assessment of a territory are proposed. A block diagram of the geographic information system "Effective placement of main pipeline objects " is proposed.

Keywords: MAIN PIPELINE OBJECTS, TERRITORY ASSESS­MENT, EXPERT ASSESSMENT MODEL, PLANNED PLACEMENT OP­TIMIZATION, EFFICIENT PLACEMENT, GEOINFORMATION SYSTEM.

49–50

Применение теста Дики-Фуллера при идентификации эмпирических параметров гидравлической модели ГТС

Матюха Д. Е., Осташов А. В., РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина

АННОТАЦИЯ: В работе представлены подходы к идентификации эмпирических параметров гидравлической модели магистрального газопровода с использованием измеренных значений параметров газа и газопровода. Предложено применение теста Дики-Фуллера для проверки режима работы газотранспортной системы (ГТС) на квазистационарность для определения корректных значений эмпирических параметров гидрав­лической модели. Применение представленных подходов позволит повысить качество моделирования режимов работы ГТС при планировании потоков газа в ЕСГ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ, КВАЗИСТАЦИОНАРНЫЙ РЕЖИМ.

Описание на английском языке:

APPLICATION OF ТНЕ DICKEY-FULLER TEST IN ТНЕ IDENTIFICATION OF EMPIRICAL PA­RAMETERS OF ТНЕ HYDRAULIC MODEL OF GTS

Matyukha D., Ostashov A., Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)

Abstract: The paper presents approaches to the identification of empirical parameters of the hydraulic model of the main gas pipeline using the measured values of gas and gas pipeline parameters. The application of the Dickey-Fuller test is proposed to test the operating mode of the gas transmission system (GTS) for quasi-stationarity in order to determine the correct values of the empirical parameters of the hydraulic model. The application of the presented approaches will improve the quality of modeling of the GTS operation modes when planning gas flows in the UGSS.

Keywords: HYDRAULIC MODEL, IDENTIFICATION OF EMPIRICAL PARAMETERS, QUASI-STATIONARY REGIME.

51–53

Временная избыточность в безопасности системы «Человек —газоснабжение и газораспределение»

Гасангаджиев Н. Г., Ибрагимов Ш. З., АО «МОСГАЗ»,

Сериков А. В., АО «Мособлгаз»,

Ибрагимов Ш. З., Позднышева А. А., РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина

АННОТАЦИЯ: В настоящее время для повышения надежности используют пять видов избыточности: структурную (узловую, аппаратную), функциональную, информационную, нагрузочную, временную. Если первые четыре вида избыточности известны и находят широкое применение, то исследование систем с временной избы­точностью имеет перспективное развитие и применение. В статье рассмотрены особенности подхода к обеспечению надежности сложных систем, таких как система газоснабжения и газораспределения. Пред­ложен метод оценки безопасности, позволяющий учесть при эксплуатации такой фактор, как временную избыточность, существенно повышающий безопасность функционирования рассматриваемой системы газоснабжения и газораспределения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

СИСТЕМА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ, ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, НАДЕЖНОСТЬ, ИЗБЫТОЧНОСТЬ, РЕЗЕРВИРОВАНИЕ, ОТКАЗ, АВАРИЯ.

Описание на английском языке:

TEMPORARY EXCESSION IN THE SECURITY OF THE «HUMAN-GAS SUPPLY AND GAS DISTRIBUTION SYSTEM»

Gasangadzhiev N. G., Ibragimov Sh. Z., JSC "MOSGAZ"

Serikov A. V., JSC "Mosoblgaz".

Ibragimov Sh. Z., Pozdnysheva A. A., Gubkin Russian State University of ОП and Gas

Annotation: Currently, five types of redundancy are used to improve reliability: structural (nodal, hardware), functional, informational, load, and temporary. If the first four types of redundancy are known and widely used, then the study of systems with temporal redundancy has promising development and application. The article discusses the features of the approach to ensuring the reliability of complex systems, such as the gas supply and distribution system. A safety assessment method is proposed that makes it possible to take into account during operation such a factor as temporary redundancy, which significantly increases the safety of the functioning of the gas supply and distribution system under consideration.

Keywords: SYSTEM, GAS SUPPLY, GAS DISTRIBUTION, RELIABILITY, REDUNDANCY, FAILURE, ACCIDENT.

54–56

Основы научно-технического нормирования на современном этапе актуализации и гармонизации нормативной базы Российской Федерации

Мехтиев К.А., ВНИИСТ

АННОТАЦИЯ: В статье автором освещаются основные методы научно-технического нормирования, как устанавливаются и чем обосновываются научно и технически разработанные нормы и нормативы потребности в матери­альных и трудовых ресурсах для нужд топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ, НАТУРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ, ГАРМОНИЗАЦИЯ, СТАТИСТИКА, АКТУАЛИЗАЦИЯ

Описание на английском языке:

FUNDAMENTALS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL REGULATION AT THE PRESENT STAGE OF UPDATING AND HARMONIZATION OF THE REGULATORY BASE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Mehtiev K. A., VNIIST

Abstract:  In the article, the au­thors highlight the main methods of scientific and technical regulation, how scientifically and technically de­veloped codes and standards of the need for material and labor resources for the needs of the fuel and energy complex of the Russian Federation are established and justified.

Keywords: STANDARDIZATION METH­ODS, FULL-SCALE TESTS, HARMONIZATION, STATISTICS, ACTUALIZATION.

57

Новости

 


Возврат к списку