Ru s1
En

Трубопроводный транспорт (теория и практика) № 2 (84) 2023

  

Трубопроводный транспорт (теория и практика) № 2 (84) 2023

Трубопроводный транспорт (теория и практика) № 2 (84) 2023

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

3-4

Роль накопленного опыта при реализации современных объектов трубопроводного транспорта

Бутовка А.Н. — АО ВНИИСТ

5–6

Новости

7–13

Исследование фактического коэффициента запаса прочности трубопровода из стеклопластиковых труб

Морозова С.С., Леонович Е.А. — АО ВНИИСТ

АННОТАЦИЯ: В статье представлены расчеты, отражающие механическую безопасность нефтепродуктопровода из стеклопластиковых труб. Выполнен расчет коэффициента запаса прочности для нефтепродуктопровода из стеклопластиковых труб. Проведен сравнительный анализ полученного коэффициента запаса прочности со значениями данного показателя для стальных труб. По результатам расчетов установлено, что минимальный коэффициент запаса прочности стеклопластиковых труб больше максимального запаса прочности стальных труб.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ, КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ ТРУБОПРОВОДА, БЕЗОПАСНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ ТРУБОПРОВОДОВ.

Описание на английском языке:

RESEARCH OF THE FACT SAFETY FACTOR OF PIPELINE MADE OF GLASS-FIBRE PLASTIC PIPES

Sof’ya S. Morozova, Ekaterina A. Leonovich — JSC VNIIST

Abstract: The article presents calculations that reflect the mechanical safety of an oil product pipeline made of glassfibre plastic pipes. The calculation of the safety factor for an oil product pipeline made of glass-fibre plastic pipes was carried out. A comparative analysis of the obtained safety factor with the values of this indicator for steel pipes was carried out. According to the results of calculations, it was found that the minimum safety factor of glass-fibre plastic pipes is greater than the maximum safety factor of steel pipes.

Keywords: GLASS-FIBRE PLASTIC PIPELINES, SAFETY MARGIN FACTOR, SAFETY AND RELIABILITY OF PIPELINE.

14–17

Разработка методов оптимизации инвестиций в модернизацию оборудования газотранспортного предприятия

Гуреева Е.Г., Гуреев К.А. — Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Чернов А.К. — филиал ООО «Газпром трансгаз Чайковский».

АННОТАЦИЯ: В статье показана актуальность управления затратами газотранспортного предприятия, как текущими, так и инвестиционными, для обеспечения целевого уровня затрат на транспортировку газа. Расширены и углублены подходы к совершенствованию бизнес-процессов на основе новых принципов, необходимых для управления инвестиционными проектами по модернизации оборудования. Предложен концептуальный подхода формирования комплексной экономической оценки инвестиционных проектов в рамках бизнес-процессного управления. Адаптирован алгоритм теории решения изобретательских задач для поиска альтернатив при инвестиционном проектировании. Оптимальный размер инвестиций, полученный при внедрении разработки, более гарантирован, поэтому это положительно повлияет на получаемый дисконтированный денежный поток, сроки окупаемости.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГАЗОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, БИЗНЕС-ПРОЦЕСС, ПРИНЦИПЫ, МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ, АЛГОРИТМ, ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ.

Описание на английском языке:

DEVELOPMENT OF METHODS FOR OPTIMIZING INVESTMENTS IN THE MODERNIZATION OF GAS TRANSPORTATION ENTERPRISE EQUIPMENT

Gureeva Elena G., Gureev Kirill A. — Perm National Research Polytechnic University,

Chernov Andrey К. — Gas pipelines — Gazprom Transgaz Tchaikovsky LLC

Abstract: The article shows the relevance of managing the costs of a gas transportation enterprise, both current and investment, to ensure the target level of gas transportation costs. The approaches to improving business processes based on new principles necessary for the management of investment projects for equipment modernization have been expanded and deepened. A conceptual approach to the formation of a comprehensive economic assessment of investment projects within the framework of business process management is proposed. The algorithm of the theory of inventive problem solving is adapted to search for alternatives in investment design. The optimal investment size obtained during the implementation of the development is more guaranteed, therefore, it will positively affect the resulting discounted cash flow, payback periods.

Keywords: GAS TRANSPORTATION ENTERPRISE, BUSINESS PROCESS, PRINCIPLES, EQUIPMENT MODERNIZATION, INVESTMENTS, ALGORITHM, SEARCH FOR ALTERNATIVES.

18–29

Мониторинг технического состояния объектов фонда скважин нефтегазовых месторождений с использованием технологии генетического алгоритма

Потапов Б.В., Диулин В.Д. — АО ВНИИСТ,

Руденко Э.М. — Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),

Марченкова С.В. —Департамент градостроительной политики города Москвы,

Потапов А.Б. — Институт географии РАН

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается метод расчета маршрутов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с аппаратурой для технического диагностирования объектов фонда скважин нефтегазовых месторождений на графе реперных точек на местности. Математическая модель метода основана на построении целевой функции нескольких переменных, заданной на ребрах и на вершинах математического графа. Аргумент целевой функции, минимизирующий ее значение, представляет собой последовательность номеров реперных точек оптимального замкнутого маршрута, проходящего по всем ребрам графа. Статья отражает взаимосвязь прикладной задачи маршрутизации БПЛА на местности расположения объектов фонда скважин нефтегазовых месторождений с математической задачей оптимизации на графах средствами генетического алгоритма. Для построения целевой функции использовалась кубическая сплайн-интерполяция «spline» функции «interp1» из пакета MATLAB.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:ФОНД СКВАЖИН НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ; МОНИТОРИНГ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ; БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ; ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ; МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФ; РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ НА МЕСТНОСТИ; МОДЕЛЬ ЭЙЛЕРОВА ГРАФА; МНОЖЕСТВО ЗАМКНУТЫХ МАРШРУТОВ; ОПТИМАЛЬНЫЕ ЗАМКНУТЫЕ МАРШРУТЫ; ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ.

Описание на английском языке:

MONITORING THE TECHNICAL CONDITION OF WELL STOCK FACILITIES IN OIL AND GAS FIELDS USING GENETIC ALGORITHM TECHNOLOGY

Potapov Boris V., Diulin Vladislav D. —JSC VNIIST,

Rudenko Eduard M. — Moscow Aviation Institute (National Research University),

Potapov Aleksandr B. — Institute of Geography of the Russian Academy,

Marchenkova Svetlana V. — State University for Land Management.

Abstract: The article discusses a method for calculating the routes of unmanned aerial vehicles (UAV) with equipment for technical diagnostics of well stock objects in oil and gas fields on a graph of fiducial points on the ground. The mathematical model of the method is based on the construction of an objective function of several variables given on the edges and vertices of a mathematical graph. The argument of the objective function, which minimizes its value, is a sequence of numbers of reference points of the optimal closed route passing along all the edges of the graph. The article reflects the relationship of the applied problem of UAV routing on the location of oil and gas well stock facilities with the mathematical optimization problem on graphs using a genetic algorithm. To construct the objective function, cubic spline interpolation «spline» of the «interp1» function from the MATLAB package was used.

Keywords: WELL STOCK OF OIL AND GAS FIELDS; TECHNICAL CONDITION MONITORING; UNMANNED AERIAL VEHICLE; GENETIC ALGORITHM; MATHEMATICAL GRAPH; REFERENCE POINTS ON THE GROUND; EULER GRAPH MODEL; MANY CLOSED ROUTES; OPTIMAL CLOSED ROUTES; TARGET FUNCTION.

30–36

Анализ применения возобновляемого источника энергии на изолированном объекте трубопроводного транспорта

Сангинова Е.В. — АО ВНИИСТ,

Баева А.А., Егоров А.А., Мельничук Г.Б., Юдичева Д.А. — РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина

АННОТАЦИЯ: В последние годы активно формируются новые центры нефтегазодобычи в отдаленных районах, изолированных от центрального электроснабжения, что предполагает собой высокую стоимость электроэнергии. Это ставит перед нефтегазодобывающими компаниями задачу поиска альтернативных источников энергии. В статье предложено использование малой ГЭС как альтернативного варианта источника энергии для вспомогательного площадочного объекта магистрального трубопровода — опорного пункта. Сделан выбор конструкции малой ГЭС с учетом требуемой потребляемой мощности объекта и гидроморфологических характеристик реки Нюя. Кроме того, выполнено технико-экономическое обоснование использования малой ГЭС с расчетом срока окупаемости в сравнении с централизованным электроснабжением.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАЛАЯ ГЭС, ГИДРОТУРБИНА КАПЛАНА, ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ, МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД.

Описание на английском языке:

ANALYSIS OF THE USE OF A RENEWABLE ENERGY AT AN ISOLATED PIPELINE TRANSPORT FACILITY

Ekaterina V. Sanginova — JSC VNIIST,

Anna A. Baeva, Alexander A. Egorov, Gleb V. Melnichuk, Yudicheva Darya A. — National University of Oil and Gas «Gubkin University»

Abstract: Due to the discovery of large fields in the Far East, construction of new main pipelines has been actively pursued in recent years. However, such facilities have one peculiarity — their great remoteness from large energy systems, connection to which can lead to a significant increase in fuel costs. This puts oil and gas production companies on the search for alternative sources of energy. The article suggests using a small HPS as an alternative source of energy for an auxiliary site object of a main pipeline — a reference point. The choice of the design of a small HPS is made, taking into account the required power consumption of the object and hydromorphological characteristics of the river Nyuya. In addition, a feasibility study of the use of a small HPS with the calculation of the payback period in comparison with the centralized power supply is made.

Keywords: SMALL HPS, KAPLAN HYDRO TURBINE, RENEWABLE ENERGY SOURCES, MAIN PIPELINE.

37–48

Разработка конструкторской документации сетчатого фильтра DN400 PN16 с быстросъемной крышкой для объектов газораспределительной сети методом конечных элементов

Королёнок А.М. — РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина,

Ибрагимов Г.К.-А., Магомедов А.М., Барсуков А.А. — АО «МОСГАЗ»

АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрены этапы подготовки конструкторской документации на газовый фильтр, разработка и производство которого осуществляется в рамках программы импортозамещения подразделениями АО «МОСГАЗ». Проектирование запорной арматуры требует проведения прочностных и поверочного расчетов на всех этапах конструкторских и проектировочных изысканий. Методика поверочного расчета разработана с учетом конструктивных особенностей изделия и условий эксплуатации. Проведены прочностные расчеты конструкции изделия. Сделаны выводы о надежности и безопасности эксплуатации изделия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФИЛЬТР, ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ, МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ, НАДЕЖНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, РАЗРАБОТКА.

Описание на английском языке:

DEVELOPMENT OF DESIGN DOCUMENTATION FOR A DN400 PN16 MESH FILTER WITH A QUICKRELEASE COVER FOR GAS DISTRIBUTION NETWORK FACILITIES BY THE FINITE ELEMENT METHOD

Anatoly M. Korolenok — Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University),

Gadzhi K.-A. Ibragimov, Ammar M. Magomedov, Aleksey A. Barsukov — JSC «MOSGAZ»

Abstract: The article discusses the stages of preparation of design documentation for a gas filter, the development and production of which is carried out within the framework of the import substitution program by the divisions of MOSGAZ JSC. The design of shut-off valves requires strength and verification calculations at all stages of design and design surveys. The method of verification calculation is developed taking into account the design features of the product and operating conditions. Strength calculations of the product design were carried out. Conclusions are made about the reliability and safety of the product operation.

Keywords: FILTER, GAS DISTRIBUTION NETWORKS, FINITE ELEMENT METHOD, ANALYTICAL CALCULATIONS, RELIABILITY, SAFETY, IMPORT SUBSTITUTION, DEVELOPMENT.

49–64

Геодинамические факторы современной трансформации долинных комплексов малых рек и потенциальной аварийности трубопроводов в зонах разломов платформенных территорий

Никонов А.И. — института Проблем нефти и газа РАН,

Шаповалова Е.С. — ГКУ «Дирекция Минприроды».

АННОТАЦИЯ: Статья представляет обобщение результатов и аналитическую оценку воздействия современных деформационных процессов в разломных зонах на трансформацию долинно-русловых систем малых рек и потенциальную аварийность подземных и надземных трубопроводов, пересекающих эти зоны в платформенных условиях. Выявление опасных разломов базируется на методе многорангового линеаментного анализа, основанного на визуальном дешифрировании структурных индикаторов, проявляющихся на космических снимках. К линеаментам, характеризующимся проявлением локальных отрицательных форм земной поверхности над разломами, относятся зоны шириной от 0,3–0,6 до 1,5–2,0 км, выявленные на основе нивелирных геодезических наблюдений и полученные методом математического моделирования. Главными факторами выделения тестовых участков современной трансформации долинно-русловых комплексов малых рек является их пересечение или расположение в пределах данных линеаментов. Пересечение данных зон линеаментов трубопроводами будет характеризоваться дополнительным деформационным воздействием на их напряженно-деформированное состояние. На основе данных исследований показано, что современные деформационные процессы в раздвиговых зонах разломов являются фактором, приводящим к снижению уровня эколого-промышленной безопасности эксплуатирующихся трубопроводов и трансформации ландшафтных систем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОВРЕМЕННАЯ ГЕОДИНАМИКА РАЗЛОМОВ, ЛИНЕАМЕНТЫ, АНОМАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОЛИННЫХ КОМПЛЕКСОВ РЕК, АВАРИЙНОСТЬ ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ.

Описание на английском языке:

 

GEODYNAMIC FACTORS OF MODERN TRANSFORMATION OF SMALL RIVERS VALLEY COMPLEXES AND POTENTIAL ACCIDENT RATE OF PIPELINES IN FAULT ZONES OF PLATFORM TERRITORIES

Alexander I. Nikonov — Institute of Oil and Gas Problems of the Russian Academy,

Elizaveta S. Shapovalova — Landscaping Coordination Moscow State Institution «Directorate of the Department of Natural Resource»

Abstract: The article presents a generalization of the results and an analytical assessment of the recent deformation processes impact in fault zones on the transformation of the valley-channel systems of small rivers are and the potential accident rate of underground and aboveground pipelines crossing these zones on platforms. Detection of dangerous faults is based on the method of multi-rank lineament analysis using visual interpretation of structural indicators on satellite images. Lineaments, characterizing the presence of local depressions on earth surface above the faults relate to zones from 0.3-0.6 to 1.5-2.0 km in width, detected on the basis of geodetic leveling and mathematic modeling. The main factor in the selection of test areas of recent transformation of valley-channel complexes of small rivers is crossing of the lineament zones or situating inside of them. Pipelines crossing these zones will be characterized by additional deformational impact on their stress-strain state. The abovementioned research shows that recent deformation processes in tear fault zones are the negative factor in the transformation of landscape systems, environmental and industrial safety of pipeline systems in operation.

Keywords: RECENT FAULT GEODYNAMICS, LINEAMENTS, WHICH ANOMALOUS DEFORMATIONS OF THE EARTH'S SURFACE, TRANSFORMATION OF VALLEY COMPLEXES OF RIVERS, PIPELINE SYSTEMS ACCIDENT RATE.

 


Возврат к списку